Other projects


RAM expansion board for Yamaha YIS-503



This board allows you to expand the RAM of Yamaha YIS-503II, YIS-503III and similar computers up to 1 MB. The board is connected to the same socket that is used by the original RAM module (64 or 128 KB). The board was created by an independent Russian developer Kamil Karimov.


You can install 512 KB of RAM instead of 1 MB. To do this, solder a 2.2 kOhm resistor to R1 and break the bridge at R2.


Project page on the author’s site
Repository on GitHub

Internal RAM expansion module (2 or 4 Mb)



Andrey Koryakin has developed an internal RAM expansion module that can add from 2 to 4 MB or RAM to MSX2 and MSX2+ computers. This module requires relocating of the Z80 CPU onto the RAM expansion board. After that the module gets plugged into a 40-pin socket that is installed instead of the Z80 CPU on the motherboard.


The board supports memory management registers. The device was successfully tested on Sony HB-F1XD, HB-F1XD MK2, HB-F1XDJ, HB-F1XV, Panasonic FS-A1 MK2 and FS-A1F MSX computers. It should also work on any MSX2 and MSX2+ computer that has a physical Z80 chip in DIP40 package.


Project page on the author’s site
Msx.org forum

VRAM expansion board for Yamaha MSX1



This board was designed to expand the video RAM of Yamaha MSX1 computers up to 64 or 128 Kb. The board needs two or four 464 DRAM chips. The board is plugged into the VRAM connector that is located on the motherboard. When installing 128 KB of VRAM, you must connect the board with a single wire to the CAS1 output of the V9938 videoprocessor.


Repository on GitHub

PS/2 keyboard controllers for MSX

These controllers allow you to use PS/2 keyboards with MSX computers. There are 3 versions of these controllers designed for different models of MSX computers. The controllers were created by an independent Russian developer Kamil Karimov.


Technical description and schematics

Controller for connecting a keyboard to Yamaha YIS503


Project page on the author’s site

Controller for connecting a keyboard to Yamaha YIS805


Project page on the author’s site

Controller for connecting a keyboard to Daewoo CPC400S


Project page on the author’s site

PS/2 mouse controller for MSX



This controller allows you to use a PS/2 mouse with MSX computers through the joystick ports. The controller was created by an independent Russian developer Kamil Karimov.


Project page on the author’s site

F4 Register board



The F4 register board is needed to upgrade MSX computers to the MSX2+. The F4 register is necessary to support the "warm boot" function of MSX2+ computers. The board was designed to be installed on top of the Z80 processor or separately.


Repository on GitHub

Zefisha — RGBS to S-Video and composite video converter



Zefisha is a simple converter of RGBS signals to S-Video, as well as to composite video. The board is based on the Analog Devices' AD724 or AD725 microchips and can use both composite and separate (horizontal+vertical) sync signals. The sync separator chip LM1881 is provided on the board. The converter can be used not only with MSX computers, but also with other computers that have RGBS or RGBHV video outputs.


Repository on GitHub

Cartridge breadboard for MSX



The cartridge breadboard can be used to build prototypes of the standard MSX cartridges. The printed circuit boards are usually ordered after debugging of the prototypes. The board has marks for all the signals that are used in the MSX slot. The power and ground lines are placed on the sides of the board for easy wiring.


Repository on GitHub

Large cartridge breadboard for MSX



The large cartridge breadboard can be used to build prototypes of the oversized MSX cartridges. The printed circuit boards are usually ordered after debugging of the prototypes. The board has marks for all the signals that are used in the MSX slot. The power and ground lines are placed on the sides of the board for easy wiring.


Repository on GitHub


RAM expansion card up to 4 MB



This is a new RAM expansion board (from 1 to 4mb) for replacing the standard 128kb RAM module in KYBT2 YIS-503III computers. The circuit is based on this board. The new board has the same size as the standard RAM module and can be easily installed. The metal plate from the original module can be desoldered and used on the new module to fix it properly inside the computer. The size of the RAM expansion depends on the number of installed SRAM chips (1 to 4).


If less than 4mb is installed on the board, the testmap memory test may show mapper errors.


Project's page

Project CasLink



CasLink is a program that allows you to convert binary files for MSX computers into audio files for uploading the data through the cassette interface. You can play such audio files from your home PC, mobile phone, MP3 player and even from a CD player. You need to create a simple audio cable and then you can download games and programs to any MSX computer that does not have a disk drive, for example, into the Yamaha YIS-503III MSX2 computer that was quite widespread in Russia.

The project started in 1999 and by now it had 3 major revisions. The latest version of the project is 3.1. CasLink allows you to upload single binary files up to 49 KB, as well as screen dumps and programs in Basic. It also supports upload binary files up to 128 KB, that were split into smaller parts and fitted with the special code. So you can play classic MSX2 games without having a disk drive!

The converter itself is an EXE file for Windows, which is controlled from the command line. There is also a version ported to Linux.


Repository on GitHub
Repository on LaunchPad
Topic on zx-pk.ru forum
Presentation of CasLink2
A few classic MSX2 games to enjoy with CasLink (in "128kb" subfolder)

Testing RAM on Moonsound and Wozblaster



Moontest is a program for testing the internal RAM on the OPL4 sound cards Moonsound and Wozblaster. The authors of this sound card did not create a utility for checking the on-board RAM. But such utility was created by Mick for the ZX version of this sound card. The utility was then converted to run on MSX computers by Wierzbowsky. Now everyone can test their sound cartridge's RAM for errors.


Repository on GitHub
Topic on zx-pk.ru forum

Games for MSX by Andrey Rodionov



Andrey Rodionov is a well-known Russian author of several MSX games. He created such wonderful games as "Return to Earth" and "Major Pistoletov", as well as a few other games. Unfortunately, the games' sources were lost and the author was unable to reconstruct his collection. Wierzbowsky helped the author to bring his games and the start menu back to life and now everyone can enjoy these wonderful games in the MSX emulator or on the physical MSX computer.


Author’s website
Alternative website
Topic on zx-pk.ru forum

PSG music and jukeboxes from the past


Once upon a time, when there was neither FMPAC nor other sophisticated sound cards like Wozblaster, we enjoyed the PSG music from such classic MSX games as Metal Gear, Usas, Vampire Killer, Firebird, Aufwiedersehen Monty and others. We also liked the "jukeboxes" (music collections) with all various text scrollers (sometimes these were a bit weird). Some of these programs worked only on KYBT2 computers (YIS-503III and YIS-805) that had 128kb of RAM. On the upgraded computers, as well as on MSX2+ modifications of these computers, these programs did not work at all. Now all these programs should work on anything starting from MSX2. If something does not work on your computer, please give us a note!


Most jukeboxes work as resident music players. They are simply started from the command line and then controlled in real time by CTRL + [optional GRAPH] + number keys. Such files have 'mus' at the end of their file names. The exception is a few files that play music immediately after being started. Such jukeboxes as bttfmus, lshit, and strack run without any parameters. The music is selected with alphanumerical keys from "0" to "9" and from "A" to "Z". Sometimes the jukeboxes can freeze — maybe over time some bytes in them got corrupted...


Disk image with PSG music and jukeboxes
Topic on zx-pk.ru forum

Creating MSX keyboard buttons at home


We want to share our experience of creating the buttons for MSX keyboards at home. We had a keyboard from the Yamaha YIS-805 computer in a poor condition and without two keys — INS and SELECT. Such keys can only be obtained from another keyboard for the YIS-805 computer. The keys from YIS-503 computer will not fit as they are different. But a spare YIS-805 keyboard is extremely difficult to find, since these computers were pretty rare. The goal of the project was to create the keys that would look like the original ones, would be durable enough to be installed/removed many times and would feel like the original keys.


In the beginning, a monolithic model of the "BS" button was made with Fusion 360 CAD. It has the same shape as the missing buttons for the YIS-805's keyboard. The model was printed on an FDM printer with the 0.2mm resolution. The button fit well on the keyboard and its elements were strong enough for repeated installation/removal. But due to the low resolution of this printer, it was not possible to make the text look good. Also, due to the complex shape, printing even with 0.1mm resolution resulted in the uneven surface of the button.


Then the monolithic button was printed on a DLP printer with UV curable resin. The result was way better than on an FDM printer, but still was not perfect. After hardening, the resin became unflexible and slightly changed its shape, so installing a button on the key pusher became a problem. In addition, the thin elements inside the button were not strong enough.


Then the button was divided into 2 and 3 parts — the outer part with the hollow text and the inner part to fit the pusher. The three-component button had a plaque with the embossed text that would have to go into the corresponding holes of the outer part. We started with a two-component button. The outer part was printed on a DLP printer with the resolution of 0.025mm per layer and the inner part was printed on a FDM printer with a resolution of 0.2mm per layer and 40% infill. Then the parts were joined, but not glued together yet. A UV curable resin of a different color was carefully added into the hollows and the button was placed under the UV lamp (both from inside and outside) for several minutes. Then the inside of the button was glued to the outer shell with superglue. It turned out to be a very good solution, but it was still not perfect.






To finish the surface of the button we used the nail polishing file with both abrasive and polishing layers. After polishing the buttons started to look and feel very similar to the original Yamaha computer's buttons.


Ready buttons after processing with a nail polishing file:




Trying a button on the MSX keyboard (used the YIS-503 model):




Topic on zx-pk.ru forum
3D–models
General talk about creating buttons on zx-pk.ru forum


Upgrading the YIS-503III's RAM module to 256 KB


This project was created to double the amount of RAM on the standard RAM module of the Yamaha YIS-503III MSX2 computer. The modification is pretty simple and can be performed by a person with minimal soldering skills. It is necessary to cut (or drill out - whatever you prefer) 5 tracks on the board, solder 4 additional DRAM chips (464 DRAM) directly on top of the four existing ones and add the 74LS138 chip (DIP or SOIC package) onto the board. As a result, the original RAM module could be re-used with the doubled amount of RAM without too much effort.


When soldering the DRAM chips as the "second floor", you need to move pin 16 of each chip to the side and connect it to the 74LS138 chip as shown in the circuit diagram. Below are photos of the upgraded device:




On the photos below you can see where to cut tracks:




Schematics of modification:




IMPORTANT! If you upgraded your MSX2 computer to MSX2+ using the video created by DJS3000, please put back the black wire that was advised to be removed. Without this wire your upgraded RAM module will not support the refresh function.


The modification was created by Leonid Nechaev (LeoN/LeoN65816), the schematics was drawn by Wierzbowsky.



Replacing microswitches in Yamaha MSX slots



The microswitches in the slots of some MSX computers are needed to prevent the damage to the electronics of a computer and a cartridge if a cartridge is inserted into the slot when the power is on. Replacing the microswitches in the MSX slots of a computer may be necessary if these switches no longer work properly. Such failures reveal themselves as unexpected computer's reboots, sometimes occurring several times in a row.


Since the required microswitches are no longer available, we found a Chinese-made microswitch that is almost identical to the original one. We also designed a spacer to fix the size of the microswitch and a lock to install the microswitch into a slot. All that needs to be done is to solder the wires from the motherboard to a new microswitch and your computer will be in an excellent shape again.


Topic on zx-pk.ru forum
3D–models
Alternative website

Adapting Commodore's datasette to work with MSX


The goal of the project was to make the widespread Commodore's datasette to work with MSX computers. The project was on-hold for almost 10 years and was finally completed in 2019 by Wierzbowsky with the support of Ptero. The power to the amplifier and the datasette should be supplied via a USB cable from a power supply that is designed to output at least 500 mA (phone charger, USB3 hub, etc.).


The datasette's modified schematics to work with MSX computers:



Partslist

Photos of the modified device:






Device testing videos:


https://youtu.be/yGTAUawP4UU
https://youtu.be/0PaZHA7I6UM

Topic on zx-pk.ru forum

Replacing transformers in Panasonic MSXs


Almost all Japanese Panasonic MSX computers are powered from the 100V AC outlet - that voltage is used in Japan. In Europe, such computers are popular because of their nice look, MSX2+ or Turbo-R configuration, as well as their reliability. To avoid using voltage converters from 220V to 110V, a solution was created to replace the transformers in these computers.


As the outcome of the project, the original 100V transformers in the Panasonic FS-A1ST (Turbo-R) and FS-A1WX (MSX2+) computers were successfully replaced. The following transformer was used as the replacement of the 100V one. Those transformers are sold in Europe and possibly in Russia.


The original mains wires were also replaced with the new ones, since it was unsafe to put 220V volts through the wires suitable only for 110V. It was not easy to replace the wires, since the original wires passed through special holders that were mounted onto the computer's case. The old wire must be cut on both sides of the holder and then carefully removed. Then a new wire must be inserted into the widened hole of the holder. Sometimes using liquid soap helps to get the cable through easier.


Transformer replacement in Turbo-R:




Transformer replacement in MSX2+:




Description of the modification for Turbo R
Topic on zx-pk.ru forum

Cartridge for SpectraVideo SVI-328




As you know, the SpectraVideo SVI-328 computer uses its own cartridge format that is different from MSX. Kamil Karimov has developed a simple cartridge for this computer, that can hold one or two games converted from MSX format to the format that is suitable for the SpectraVideo computer.


The cartridge is configured by several jumpers. Please note that the cartridge is inserted in a different way than on MSX computers, the components must be facing backwards:


Topic on zx-pk.ru forum

Upgrading Yamaha YIS-503III to MSX2+




Yamaha has never made MSX2+ computers, not a single one. Therefore, it was decided to correct this "fault" and to upgrade the Yamaha YIS-503III computer, that is quite widespread in Russia, to MSX2+. The upgrading schematics was provided by Kamil Karimov and the upgrade was successfully done by DJS3000. Since then, dozens of computers had undergone such modification to please their users with new features.


Upgrading the Yamaha YIS-503III computer to MSX2+ is quite complicated (you need decent soldering skills, spare parts and an EEPROM programmer) and requires replacing the video processor, upgrading the sync output circuit, installing the new BIOS and Subrom. It is also advisable to install the combo-board with the F4 port and the FMPAC sound card. Upgrading the RAM to 1024 KB with the board from Kamil Karimov may also be a good idea.


The modification is done in two stages. Our group member DJS3000 has made a video of the upgrading. It will help you to easily convert your MSX2 computer into MSX2+.


Upgrade video on YouTube

Emulation support for KYBT/KYBT2 in WebMSX




The support of the KYBT and KYBT2 computers in the online emulator WebMSX has been organized.


Emulation of different KYBT and KYBT2 models:

Yamaha YIS-503IIR
Yamaha YIS-503IIIR
Yamaha YIS-805/128R2

Emulation of all KYBT/KYBT2 computers with the ability to select the model (by default the YIS-805/128R2 is started)


WebMSX project site

MSX ROM Librarian




MRC user Gdx in collaboration with Pencioner[RBSC] created a tool for organizing collection of your ROM images for Windows. It comes as two executables — for use in command line environment and with GUI. It allows you to rename ROMs and have a handsome of options — included README file contains a description of usage. As a precaution — please make backups before use, just in case — there are no guarantees that it has no bugs (it was tested but making backups is always a good idea).


Many thanks to Gdx for great effort on making a database used in MSX ROM Librarian. The database was not taken from openMSX project and was crafted with love by Gdx himself.


For Linux and MacOS users — the sources will be prepared and released on BitBucket soon.


Developers are very open for suggestions on improvements and bug reports.


Version 1.0.2 for Windows
Topic on msx.org

Различные проекты для MSX


Плата расширения ОЗУ для Yamaha YIS-503



Эта плата позволяет расширить ОЗУ Yamaha YIS-503II, YIS-503III и подобных компьютеров до 1 Мб. Плата устанавливается в разъём, к которому был подключён оригинальный модуль ОЗУ на 64 или 128 Кб. Плата была создана независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.


В случае установки этой платы расширения ОЗУ в YIS-503II, на материнской плате необходимо впаять 2 недостающие микросхемы для формирования необходимых сигналов для маппера.


На плату можно установить 512 Кб ОЗУ вместо 1 Мб. Для этого необходимо впаять резистор на 2.2 КОм на место R1 и разорвать перемычку на месте R2.


Страница проекта на сайте автора
Репозиторий на GitHub
Документация

Встраиваемый модуль расширения ОЗУ на 2 или 4 Мб



Андрей Корякин разработал встраиваемый модуль расширения ОЗУ до 2 или 4 мегабайт для MSX2 и MSX2+ компьютеров. Данный модуль требует переноса основного процессора Z80 на плату расширения ОЗУ. После этого модуль устанавливается на место, где раньше стоял процессор. Для этого используется 40-контактная лепестковая панелька.


Плата поддерживает регистры управления памятью. Устройство было успешно протестировано на компьютерах Sony HB-F1XD, HB-F1XD MK2, HB-F1XDJ, HB-F1XV, Panasonic FS-A1 MK2 и FS-A1F. Оно должно также работать на любом MSX2 и MSX2+ компьютере где используется физическая микросхема Z80 в корпусе DIP40.


Страница проекта на сайте автора
Статья на msx.org

Плата расширения видео ОЗУ для Yamaha MSX1



Эта плата предназначена для расширения видео ОЗУ для компьютеров Yamaha MSX1 до 64 или 128 Кб. На плате предусмотрена установка четырёх микросхем ОЗУ типа 464. Плата устанавливается в разъём подключения видео ОЗУ, расположенный на материнской плате. При установке 128 Кб видео ОЗУ необходимо подключить плату проводом к CAS1 выводу видеопроцессора V9938.


Репозиторий на GitHub

Контроллеры клавиатуры PS/2 для MSX

Эти контроллеры позволяют использовать клавиатуры с интерфейсом PS/2 с MSX компьютерами. Существует 3 разновидности этих контроллеров, предназначенных для различных моделей MSX компьютеров. Контроллеры были созданы независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.


Техническое описание и схемы

Контроллер для подключения клавиатуры к Yamaha YIS503


Страница проекта на сайте автора
Документация на контроллер

Контроллер для подключения клавиатуры к Yamaha YIS805


Страница проекта на сайте автора

Контроллер для подключения клавиатуры к Daewoo CPC400S


Страница проекта на сайте автора

Контроллер PS/2 мыши для MSX



Этот контроллер позволяет использовать манипулятор типа "мышь" с интерфейсом PS/2 с компьютерами MSX через порты джойстика. Контроллер был создан независимым российским разработчиком Камилем Каримовым.


Страница проекта на сайте автора
Документация

Плата регистра F4



Плата регистра F4 нужна для модернизации компьютеров MSX до уровня MSX2+. Регистр F4 используется для поддержки функции "тёплого старта". Плата предназначена для установки поверх процессора Z80 или отдельно от него.


Репозиторий на GitHub

Zefisha — конвертор RGBS в S-Video и композитное видео



Zefisha представляет собой простой конвертор RGBS сигнанов в S-Video, а также в композитное видео. Плата собрана на основе микросхем AD724 или AD725 фирмы Analog Devices и может принимать как композитную синхросмесь, так и разделённые синхросигналы. Для композитной синхросмеси на плате предусмотрен разделитель синхросигнала LM1881. Конвертор может быть использован не только с MSX компьютерами, но и с другими компьютерами, которые имеют RGBS или RGBHV видео выходы.


Репозиторий на GitHub

Макетная плата картриджа для MSX



Макетная плата картриджа используется для сборки прототипов стардартных картриджей для MSX. Печатные платы заказываются обычно после отладки прототипов. На плате обозначены все сигналы, которые используются в слоте MSX. Питание и земля разведены по сторонам платы для удобства подключения.


Репозиторий на GitHub

Большая макетная плата картриджа для MSX



Большая макетная плата картриджа используется для сборки прототипов специальных картриджей для MSX. Печатные платы заказываются обычно после отладки прототипов. На плате обозначены все сигналы, которые используются в слоте MSX. Питание и земля разведены по сторонам платы для удобства подключения.


Репозиторий на GitHub


Плата расширения ОЗУ до 4 Мб



Новая плата модуля ОЗУ (от 1 до 4 Мб) для замены штатного 128 Кб модуля ОЗУ в компьютерах КУВТ2 YIS-503III. Схемотехника основана на этой плате. Плата сделана под размер штатного модуля ОЗУ, из которого с помощью оплетки можно выпаять металлический держатель. Этот держатель можно впаять в новую плату для улучшения её устойчивости. Размер расширенной памяти зависит от количества установленных микросхем памяти (от 1 до 4).


Если на плату установлены микросхемы памяти общим объёмом меньше 4 Мб, то тест памяти testmap может выдавать ошибки маппера.


Страница проекта

Проект CasLink



CasLink — это программа, которая позволяет конвертировать файлы для компьютеров MSX в аудиофайлы для загрузки в компьютеры посредством кассетного интерфейса. Загружать такие аудиофайлы можно с домашнего ПК, телефона, MP3 плеера и даже с CD плеера. Требуется спаять простой аудиокабель и можно загружать игры и программы в MSX компьютер на котором нет дисковода, например в широко распространённый в России Yamaha YIS-503.

Проект стартовал в 1999 году на на сегодняшний день имеет 3 ревизии. Последняя версия проекта — 3.1. Она позволяет загружать одиночные бинарные файлы до 49 Кб, а также дампы экранов и программы на Бейсике. Также поддерживается загрузка бинарных файлов 128 Кб игр, разбитых на части. Так что можно играть в классические MSX2 игры не имея дисковода!

Сам конвертор представляет собой EXE файл для Windows, который управляется из командной строки. Также существует версия, портированная на Linux.


Репозиторий на GitHub
Репозиторий на LaunchPad
Тема на форуме zx-pk.ru
Презентация CasLink2
Несколько классических MSX2 игр для загрузки с помощью CasLink (в "128kb" поддиректории)

Тестирование ОЗУ Moonsound и Wozblaster



Moontest - программа для тестирования встроенного ОЗУ на OPL4 звуковых картах Moonsound и Wozblaster. Авторы этой звуковой карты не написали столь полезную для проверки работоспособности ОЗУ утилиту. А вот для ZX версии этой звуковой карты была написана отличная утилита, которая тестировала встроенную память. Автор — Mick. После переделки утилиты для работы на MSX компьютерах каждый может протестировать свою звуковую карту самостоятельно. Автор переделки — Wierzbowsky.


Репозиторий на GitHub
Тема на форуме zx-pk.ru

Игры для MSX от Андрея Родионова



Андрей Родионов — известный российский автор игр для MSX компьютеров. Им написаны такие замечательные игры, как "Возвращение на землю" и "Майор Пистолетов", а также несколько других. К сожалению, исходники игр со временем пропали и автору не удалось воссоздать сборник в полном объёме. Wierzbowsky помог автору привести его игры и стартовое меню в рабочий вид и теперь любой желающий может насладиться этими замечательными играми в эмуляторе или на оригинальном MSX компьютере.


Страница на сайте автора
Страница на сайте «Мозаика системного администрирования»
Тема на форуме zx-pk.ru

PSG "музыкалки" и "джукбоксы" из прошлого


Как-то давным-давно, когда ещё не было ни FMPAC, ни прочих навороченных звуковых карт типа Wozblaster, мы наслаждались PSG музыкой из классических игр Metal Gear, Usas, Vampire Killer, Firebird, Aufwiedersehen Monty и других, а также "джукбоксами" (сборниками музыки) со всякими, иногда хулиганскими, текстами-скроллингами. Часть из этих программ работала только на компьютерах КУВТ2 (модели YIS-503III и YIS-805) и только с 128кб оперативной памяти. На "прокачанных" компьютерах, а также на MSX2+ переделках этих компьютеров эти программы не работали совсем. Теперь все эти программы должны работать на любых компьютерах, начиная с MSX2. Если что-то не работает на Вашем компьютере, напишите нам!


Большинство "музыкалок" работают как резидентные проигрыватели. То есть они просто запускаются из командной строки и дальше управляются в реальном времени клавишами CTRL + [опционально GRAPH] + цифра. Такие файлы имеют 'mus' в конце имени файла. Исключение составляют несколько файлов, которые играют музыку сразу же после запуска. "Музыкалки-джукбоксы" bttfmus, lshit и strack запускаются без всяких параметров. Выбор музыки осуществляется либо цифрами, либо буквами от "a" до "z". Иногда музыкалки могут подвисать — возможно со временем некоторые байтики в них испортились…


Дисковый образ с набором "музыкалок" и "джукбоксов"
Тема на форуме zx-pk.ru

Изготовление кнопок для клавиатуры MSX в домашних условиях


Мы хотим поделиться опытом изготовления кнопок для клавиатуры MSX в домашних условиях. В наличии имелась клавиатура от YIS805 в плохом состоянии и без двух клавиш — INS и SELECT. Такие клавиши можно достать только имея другую клавиатуру-донор от 805й модели — от 503й клавиши не подойдут. Но такого донора найти чрезвычайно сложно, так как этих клавиатур было очень мало. Целью проекта было создание клавиш, которые выглядели бы как оригинальные, были бы достаточно долговечными, чтобы их можно было снимать/надевать много раз и чтобы по тактильным ощущениям они были бы похожи на настоящие.


В начале была сделана монолитная модель кнопки BS, использовался Fusion 360. Она имеет ту же форму что и нужные кнопки для 805й клавы. Модель была распечатана на FDM принтере с разрешением 0.2мм на слой. Кнопка хорошо встала на клавиатуру и её элементы оказались достаточно прочны для многократного снятия/надевания. Но из-за недостаточного разрешения этого принтера сделать нормальные надписи не удалось. Также из-за сложной формы печать по слоям даже с 0.1мм на слой приводила к "лесенкам".


Потом монолитная кнопка была целиком распечатана на DLP принтере с УФ-отверждаемой смолой. Результат бы на порядок лучше, чем на FDM принтере, но всё равно неоднозначный. После затвердевания смола стала очень твёрдой и чуть поменяла форму, так что надевание кнопки на толкатель стало проблемой. К тому же тонкие элементы внутренней части кнопки оказались недостаточно прочными.


Затем кнопка была разделена на 2 и 3 части — внешнюю часть с прорезями для букв и внутреннюю часть с выемкой для толкателя. В трёхкомпонентной кнопке предусматривалась пластина с выпуклыми буквами, которые должны были бы войти в прорези букв внешней части. Мы начали с двухкомпонентной кнопки. Внешняя часть печаталась на DLP принтере с разрешением 0.025мм на слой, а внутренняя часть — на FDM принтере с разрешением 0.2мм на слой и 40% заполнением. Затем части соединялись, но не склеивались. В прорези букв заливалась УФ-отверждаемая смола другого цвета, и кнопка экспонировалась под УФ лампой с внешней и внутренней стороны по несколько минут. Потом суперклеем вклеивалась внутренняя часть кнопки. Получились очень приличные экземпляры кнопки, но всё же не идеальные.






Для полировки поверхности кнопки была использована пилочка для ногтей с абразивными и полирующими слоями, "конфискованная" у жены. После обработки и полировки кнопки стали очень похожи на оригинальные ямаховские как и по виду, так и по ощущениям.


Готовые кнопки после обработки пилочкой для ногтей:




Примерка кнопки на клавиатуру MSX (делалось на 503й модели):




Тема на форуме zx-pk.ru
3D–модели
Тема про изготовление кнопок на форуме zx-pk.ru

Модернизация стандартного модуля ОЗУ до 256 Кб


Этот проект был разработан для удвоение объёма оперативной памяти на стандартном модуле ОЗУ для Yamaha YIS503III. Необходимо перерезать (или высверлить - кому как удобно) 5 дорожек, впаять 4 дополнительных микросхемы ОЗУ (464 DRAM) прямо поверх уже впаянных четырёх микросхем и добавить на плату микросхему 74LS138 в корпусе DIP или SOIC. В итоге ОЗУ можно расширить до 256 Кб без особых усилий.


При впаивании микросхем DRAM "вторым этажом" нужно отогнуть в сторону ножку 16 каждой микросхемы и соединить их с 74LS138 как указано на схеме. Внизу приведены фотографии готового устройства:




На фотографиях ниже можно увидеть где надо резать дорожки:




Схема переделки:




ВНИМАНИЕ! Если Вы модифицировали Ваш MSX2 компьютер в MSX2+ используя видео от DJS3000, верните на место чёрный провод, который в этом видео рекомендовалось удалить. Без этого провода в модифицированном модуле ОЗУ не будет работать опция refresh.


Автор модификации: Леонид Нечаев (LeoN/LeoN65816), схема переделки нарисована Wierzbowsky.



Замена микропереключателей в слотах Yamaha MSX



Микропереключатели в слотах некоторых MSX компьютеров нужны для предотвращения повреждения электроники компьютера и картриджа если картридж вставляется в слот при включённом питании. Замена микропереключателей в слотах MSX компьютера может потребоваться если эти выключатели перестали нормально работать. Обычно это выражается в неожиданных перезагрузках компьютера, иногда происходящих несколько раз подряд.


Так как требуемые микропереключатели более не выпускаются, был найден почти подходящий по размеру и форме китайский микропереключатель, сделана проставка и блокиратор для установки его в слот. Остаётся только перепаять провода и Ваш компьютер будет снова в отличной форме.


Тема на форуме zx-pk.ru
3D–модели
Заметка на сайте «Мозаика системного администрирования»

Адаптация Commodore datasette для работы с MSX


Целью проекта была адаптация широко распространённого Commodore datasette для работы с MSX компьютерами. Проект был в "спящем режиме" почти 10 лет и наконец был реализован Wierzbowsky при поддержке Ptero. Питание на усилитель и схему datasette можно подавать через USB кабель от источника тока мощностью не менее 500мА (зарядка для телефона, USB3 хаб, и т.д.).


Cхема адаптации Commodore datasette для работы с MSX компьютерами:



Cписок деталей

Фотографии модифицированного устройства:






Видео тестирования устройства:


https://youtu.be/yGTAUawP4UU
https://youtu.be/0PaZHA7I6UM

Тема на форуме zx-pk.ru

Замена трансформаторов в Panasonic MSX


Почти все MSX компьютеры японской фирмы Panasonic питаются от сети переменного тока 100 вольт, характерной для Японии. В Европе такие компьютеры популярны из-за их эстетичного внешнего вида, MSX2+ или Turbo-R конфигурации, а также их надёжности. Чтобы постоянно не использовать конверторы напряжения 220 в 110 вольт, была разработана технология замены трансформаторов в этих компьютерах.


В итоге были успешно заменены оригинальныe 100-вольтовые трансформаторы в компьютерах Panasonic FS-A1ST (Turbo-R) и FS-A1WX (MSX2+). Для замены были использованы трансформаторы, которые свободно продаются в Европе, а возможно и в России.


Оригинальные провода были также заменены на новые, так как пускать 220 вольт по проводам, рассчитанным на 110 вольт небезопасно. Сделать это было совсем непросто, так как оригинальные провода проходили через специальные вставки, которые крепятся на корпусе компьютера. Старый провод надо аккуратно удалить, обрезав по обе стороны вставки, новый провод надо просунуть в образовавшееся отверстие, предварительно аккуратно его расширив. Можно воспользоваться жидким мылом для лучшей "проходимости" вставки.


Замена трансформатора в Turbo-R:




Замена трансформатора в MSX2+:




Описание модификации на английском для Turbo R
Тема на форуме zx-pk.ru

Картридж для SpectraVideo SVI-328




Как известно, компьютер SpectraVideo SVI-328 использует свой собственный формат картриджа, отличный от MSX. Камилем Каримовым был разработан простой картридж для этого копмьютера, в который можно поместить одну или две игры, переделанных из MSX формата в формат для SpectraVideo.


Картридж управляется несколькими джамперами. Особо следует обратить внимание, что картридж вставляется не так, как на MSX компьютерах, а микросхемами от пользователя:


Репозиторий на Github
Русский форум со сконвертированными MSX1 играми

Модернизации компьютера Yamaha YIS503III в MSX2+




Фирма Yamaha никогда не производила комьютеры стандарта MSX2+. Поэтому было решено исправить это "недоразумание" и модернизировать широко распространённый в России компьютер Yamaha YIS-503III в MSX2+. Схема модернизации была предложена Камилем Каримовым и была успешно реализована DJS3000. С тех пор десятки компьютеров подверглись такой модернизации, чтобы радовать своих пользователей новыми возможностями.


Модернизации компьютера Yamaha YIS503III в MSX2+ достаточно сложна (нужны навыки пайки, запчасти и программатор) и включает в себя замену видеопроцессора, модернизацию выхода синхросигнала, установку нового BIOS и Subrom. Также желательно установить комбинированную плату порта F4 и звуковой карты FMPAC. Не помешает также увеличение объёма ОЗУ до 1024 Кб с помощью платки от Камиля Каримова.


Модернизации делается в два этапа и требует хороших навыков пайки электронных схем. Член нашей группы DJS3000 сделал для Вас видео по модернизации, которое поможет без особых проблем переделать Ваш компьютер в MSX2+.


Видео модернизации в MSX2+ на YouTube

Поддержка эмуляции КУВТ/КУВТ2 в WebMSX




Была организована разработка поддержки эмуляции компьютеров КУВТ и КУВТ2 в онлайн эмуляторе WebMSX.


Эмуляция разных моделей КУВТ и КУВТ2:

Yamaha YIS-503IIR
Yamaha YIS-503IIIR
Yamaha YIS-805/128R2

Эмуляция всех компьютеров КУВТ/КУВТ2 с возможностью выбора модели (по-умолчанию запускается YIS-805/128R2)


Сайт проекта WebMSX

MSX ROM Librarian




Пользователь MRC Gdx в сотрудничестве с Pencioner [RBSC] создали инструмент для организации библиотеки Ваших образов ROM для Windows. Он поставляется в виде двух исполняемых файлов — для работы в командной строке и с графическим интерфейсом. Он позволяет переименовывать файл образа ROM и позволяет использовать большое число опций запуска — они описаны в файле README. В качестве меры предосторожности, пожалуйста, сделайте резервные копии Ваших файлов образов ROM перед использованием на всякий случай — нет никаких гарантий, что код не имеет ошибок (хотя он и протестирован, но резевное копирование лучше сделать).


Большое спасибо Gdx за огромные усилия по созданию базы данных, используемой в MSX ROM Librarian. База данных не основана на базе проекта openMSX и была создана с любовью самим Gdx.


Для пользователей Linux и MacOS — исходные тексты будут подготовлены и выложены на BitBucket в ближайшее время.


Версия 1.0.2 для Windows
Тема на msx.org